Этика это нормативная наука. Ее можно изучать, не только для того, чтобы узнать, разницу между добродетелью и пороком, но и для того, чтобы стать лучше. Цель этики — применение знаний на практике. Этика, рассматривает вопросы поведение человека. Вопросы развития и деградации личности. Как говорил Аристотель, юноша — неподходящий слушатель для лекций по этике. При этом основным признаком “юноши” он считал не возраст, а незрелость характера, когда человека ведет по жизни слепая прихоть страстей, что не исключение и для взрослых людей. Семена этики, как и зерна пшеницы, могут взрасти только в том случае, если упадут на благодатную почву. Т.е. должно присутствовать понимание, необходимости изменения в лучшую сторону. Это одно из основных правил для развития человека. Русский философ XIX века В.С. Соловьев, в предисловии к своей книге “Оправдание добра” сравнил нравственную философию с путеводителем, который описывает примечательные места, но не говорит человеку о том, куда ему ехать. Такой путеводитель не может уговорить ехать в Италию того, кто собрался отправиться в Сибирь. Точно так же, пишет он, “никакое изложение нравственных норм, т.е. условий достижения истинной жизненной цели, не может иметь смысла для человека, сознательно поставившего себе не эту, а совсем другую цель”.
Этика, не может снять с личности ответственность за принимаемые решения или хотя бы смягчить ее. За этику нельзя спрятаться. На нее можно опереться. Она может помочь только тому, кто ищет ее помощи. Этика становится действенной для тех, кто имеет с ней дело, изучает ее. В противном случае она бесполезна, может вызвать лишь раздражение, досаду. Эти выводы сделаны не как, страховка от критики. Это всего лишь обозначение своей позиции, после неоднократных попыток, донести нравственные нормы, когда критика становиться оружием на стороне апонентов.
***
Этика - Гусейнов А.А., Апресян Р.Г.
Скачать