ВладМ | Дата: Четверг, 21.01.2010, 16:13 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 1814
Статус: Оффлайн
| Тот, кто поставит себе за правило проверять дело мыслью, а мысль делом... тот не может ошибаться, а если он и ошибется, то скоро снова нападет на правильный путь. И.Гете
Всем известно, что жизнь человека - это деятельность, которая включает в себя как разумные действия, так и ошибки. Бывают ли такие действия, которые не содержат в себе ошибки, но и не ведут к положительной цели? В русском языке есть глаголы, не отражающие ни ошибки, ни положительного результата, а лишь процесс: идти, искать, говорить. Но в жизни эти слова наполнены конкретным содержанием, которое отражает их направленность на пользу или вред: идти на работу или на преступление, искать выход или повод для оправданий, обсуждать дела или болтать.
Иногда возникают сомнения по поводу некоторых черт характера или проявлений: куда их отнести - к ошибкам или правильным действиям? Например: недоверие - хорошо это или плохо? Проявить недоверие - значит, оттолкнуть человека, отказаться иметь с ним дело.
А можно ли доверять незнакомым людям, у которых неизвестно что на уме? Или как доверить необученному человеку, ребёнку работу с опасным инструментом?
В этом случае не проявляется доверчивости, а недоверия нет. Существует мнение, что если есть доверие к кому-то, то одновременно не будет доверия к тому, кто поддерживает противоположную точку зрения. Здесь снова идёт речь об отсутствии доверчивости к мнению человека, а не о недоверии к нему. Доверие, в отличие от доверчивости, должно быть обоснованным, оно предполагает знание того, кому доверяешь.
Иногда, чтобы иметь основание доверять человеку, нужно приложить усилия - получить дополнительную информацию о нём, помочь исправить ошибки, научить. Нередко идут по более лёгкому пути - не доверяют, ищут человека понадёжнее, с которым удобнее работать. Но поскольку людей без недостатков нет, список не оправдавших доверие будет расти, список надёжных людей - таять, пока не исчезнет совсем.
Недоверие - всегда результат незнания, нежелания помочь или - каких-либо домыслов. Это негативное отношение к человеку, следовательно - ошибка. Можно не проявлять доверчивости к словам и действиям человека, но при этом доверять ему, зная, что он рано или поздно исправится, изменит мнение, научится.
Другой пример - невежество, т.е. отсутствие знаний. Ошибка ли это? Ведь считается, что всего знать невозможно. Но также верно и то, что необходимые знания всегда можно получить. Невежество совершается, когда знания нужны для дела, но нет желания разбираться, анализировать, узнавать новое.
А как быть с мечтательностью?
Считается, что с мечты начинается творчество, она предшествует планам и проектам. Во многих литературных произведениях мечты - необходимый атрибут детства и юности. Но сколько людей, начав с мечты, на ней останавливаются, не приложив никаких усилий для исполнения задуманного.
Когда появляется разумное желание, можно начать собирать информацию о том, как его реализовать. Уточнённое желание превращается в цель, найденная последовательность действий по его исполнению становится планом. Можно, конечно, попытаться заглянуть в будущее, дать волю игре воображения, представляя себе, как будет хорошо, когда желаемое будет уже достигнуто. Иногда это приятно. Но в это время ничего не делается ни для благополучного будущего, ни для настоящего - время уходит, жизнь проходит мимо.
Одно из определений ошибки - вред кому-либо или чему-либо. Определить, куда отнести то или иное действие, можно так: если есть хотя бы одна ситуация, в которой это действие приносит вред - значит, это ошибка, хотя в других ситуациях вред может быть пока не виден, или даже иллюзия пользы. Если нет видимого вреда, но нет и пользы - значит, вред есть, хотя бы в потере времени, возможности что-то сделать.
Как относиться к ошибкам других?
Живя и работая в различных коллективах, часто приходится встречаться с ошибками и недостатками других людей.
Есть несколько вариантов отношения к этим ошибкам.
Вариант первый - не обращать внимания. "Не моё дело", "пусть поступают как знают", " я всё делаю правильно, а они пусть как хотят". Если дело у коллектива общее, то из-за безразличия ошибки одних отражаются на других, тормозя работу всех.
Вариант второй - переживать и бояться последствий. Переживаниями дела не поправишь, а добавить вреда можно. Переживая за чужие ошибки, недолго наделать ошибок самому.
Вариант третий - кому-нибудь пожаловаться. Рассказывая о чьих-то недостатках другим людям, человек хочет как лучше. Нередко так поступают, не желая высказывать в глаза негатив, чтобы не конфликтовать, не обидеть, в надежде что человеку кто-нибудь поможет исправиться.
Но гораздо обиднее бывает, когда эти же слова доходят до "провинившегося" через посредников, в искажённом и преувеличенном виде. Тут уж не до исправления ошибок - вместо этого начинаются поиски правды, выяснения отношений, или обиженный человек, отчаявшись доказать свою невиновность, просто замыкается в себе. Обсуждение ошибок других "за глаза" разрушает единство в коллективе, ведёт к недоверию, подозрительности и вражде.
Вариант четвёртый - высказать всю правду в глаза, чтобы человеку стало стыдно. Но чувство стыда - не лучший помощник в исправлении недостатков. Защитная реакция на эмоциональный напор - выгораживание или сокрытие ошибки, либо отчаяние по поводу неё.
Первые два варианта - бездействие в ответ на ошибки других и следовательно, продолжение неприятностей от этих ошибок. Третий и четвёртый предполагают, что люди, совершающие ошибки, должны всё понять и исправиться сами (не маленькие же!), без труда со стороны своих товарищей. Люди ошибаются не случайно, а по незнанию, недостатку опыта или заблуждениям, которые нужно найти и устранить. А для этого нужны и время, и помощь. Конечно, ещё проще было бы избавиться от несовершенных людей и найти других, подогадливее. Но где взять таких людей, и куда девать тех, которые есть?
Есть и ещё варианты:
1. постараться понять, почему человек поступил именно так, и подсказать ему, как исправить ошибку; 2. оглянуться на себя. Какие мои ошибки привели к отклонениям у товарищей? Тогда легче будет помочь и другому, и себе.
Положительные стороны этих, последних вариантов, -искренность, единство и конкретный положительный результат. Необходимое условие - спокойствие и уверенность, что всё поправимо.
Главная цель должна выходить за границы этой жизни на Земле, как лучшее направление.
|
|
| |