[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Сборник ошибок » Пороки, ошибки личности, отрицательные черты характера. » Голословность (Пороки личности)
Голословность
ВладМДата: Суббота, 14.10.2017, 14:04 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 1814
Статус: Оффлайн


То, что понимают плохо, часто пытаются объяснить с помощью слов,
которых не понимают вовсе.
Г. Флобер


Определение ошибки


Голословность — отсутствие обоснований к словам и решениям.

Близкие по значению слова


Неубедительность — отсутствие убедительности.

Безосновательность — отсутствие достаточных оснований; необоснованность.

Неаргументированность — неубедительные доводы, приводимые для доказательства чего-либо.

Беспочвенность — необоснованность, неподтверждённость фактами, доказательствами.


Словесные выражения ошибки


«Какие доводы? — и так всё ясно».
«Сам точно не знаю, но так говорят».
«Какие-то ученые говорят, что…»
«Нечего объяснять — это же очевидно»
«Тебе нельзя так делать, и все!»
«Если я сказал, значит, так оно и есть».
«Это и так всем понятно», «Это долго объяснять» и другие.



Формы проявления
  • Человек мыслит без рассуждений и аргументов, готовыми штампами, сам себе не объясняя свои утверждения. Например, «жить правильно только так (в городе, в деревне, в семье, в благоустроенной квартире)». «Друг — это полностью согласный со мной человек (а если не согласен — то другом быть не может)». «Если муж и жена не проводят все свободное время вместе, то это ненормальная семья» и подобное другое».
  • Высказывая своё мнение, человек не стремится подкрепить его доводами, считая, что это займет много времени, что это не обязательно или излишне, а дело же не «терпит отлагательств».
  • Высказывания о каких-либо событиях, понятные только самому человеку (а слушатели не в курсе событий, и поэтому не понимают, почему говорится такое мнение).
  • Не желая объяснять суть предстоящего дела, человек думает, что достаточно будет сказать «в общем». Например, человек говорит другому человеку выполнить работу без объяснений как ее сделать и почему именно так, думая, что это не сложно.
  • Неубедительность в доводах, неумение донести до слушателей (на собрании, в беседе, разговоре) суть и аргументы. Например, человек говорит, что вспыльчивость — плохая черта характера, но пока он не раскроет, не объяснит вред, так чтобы было понимание, что это действительно вредно — это будут только голые слова.
  • Неаргументированные подсказки людям или предположения о причинах их проблем. Например, «Все твои проблемы — от твоей раздражительности!» (а может быть, это не точно?) или «Ты будешь меньше болеть, если будешь спокойнее!» (а как этого достичь?).
  • Обвинительные утверждения без пояснений. Например, «С этим человеком нельзя иметь дел!», «Авария произошла только по его вине!», «Это она ребенка испортила!».
  • Не подкрепленные объяснениями запреты (особенно, близким людям или друзьям). Например, «Кредиты брать вообще нельзя!», «Тебе нельзя это носить!», «Тебе нельзя дружить с этими людьми!» (а почему — не объясняется, или объясняется очень эмоционально).
  • Безосновательные «лозунги», «громкие слова» такие, как «Я должен сделать детей счастливыми», «Я могу решить все твои проблемы!» и другие.



Механизм формирования ошибки


В основе голословности лежат ошибочные мнения: «Это же и так понятно, чего объяснять?» «Не надо объяснять себе и другим — достаточно просто сказать». Человек с таким пониманием не утруждает себя поиском обоснований и подтверждающих аргументов. Он не учитывает, что все обладают разным жизненным опытом и способностями, что для одного легко для другого может оказаться сложным.
Часто человек не заинтересован в том, чтобы разобраться в вопросе самому и в доходчивой форме обосновать другим. Например, это бывает, если тема или вопрос кажутся человеку неактуальными, неважными. Так на многочисленные вопросы своего любознательного ребенка родители отвечают: «Так надо».

Когда человек слишком высокого мнения о себе, он не сомневается в своей правоте по любым вопросам. «Все, что я думаю — это так и есть, и зачем нужны какие-то еще доказательства и разъяснения», и поэтому предлагает свое мнение людям в виде готового необоснованного утверждения («Я еще буду тратить время на пояснения!»).

Необоснованные утверждения часто возникают из-за нетерпимости и раздражительности. В таком состоянии (на эмоциях) человек заявляет: «Вы испортили ребенка! Его теперь только ремнем воспитывать!» (а более рациональных предложений нет). «Ты не умеешь готовить!» (а что конкретно не так приготовлено — непонятно). «Ты в жизни вообще не тем занимаешься!» (а что конкретно вы можете предложить, и почему так лучше?).

Когда для человека есть только два мнения: «одно — неправильное, а другое — мое» (категоричность), то возникают такие высказывания: «Надо делать только так!» (А почему так?), «Здесь жить нельзя» (А что конкретно не нравится?), «От этого человека только вред один!» (Какой вред?), «Будем делать, как сказал я (или Иван Петрович), и это обсуждению не подлежит».
Надменное отношение к людям тоже может привести к голословности. Например, человек, занимающий руководящую должность, считает ниже своего достоинства пояснять свои указания. «Все должны все понимать и все знать».

Нерассудительность и доверчивость часто приводит к тому, что человек, узнав что-то интересное и приняв его без размышлений, сразу делится с другими, а когда у людей возникают вопросы, не может ответить на них, т.к. сам не вник в суть услышанного. Например, человек посмотрел передачу о вреде определенного продукта и заявил близким, что «этого есть мы больше никогда не будем!».
Страх показаться некомпетентным в каких-либо вопросах заставляет человека говорить все общими фразами, не подтверждая их аргументами. «Главное хоть что-то говорить, чтобы создать видимость моей работы, чтобы не посчитали меня глупым».

Вред
  • Голословные заявления сделать что-то (то, что на самом деле не по силам) приводят к тому, что человеку перестают верить.
  • Не поясняя своих указаний, просьб, человек потом бывает, недоволен выполненной работой (сути не объяснил, дал указания «как попало» — получил некачественный результат).
  • Когда человек привыкает мыслить без аргументов для себя (следовательно, и говорить неубедительно), то человек становится нерассудительным и часто делает то, что ему не нужно, что может нанести ему или другим вред.
  • Безосновательные запреты, даже самые разумные, приводят к тому, что люди их могут нарушить просто «из вредности» (особенно, дети). Например, пойти и как раз попробовать то, что запрещается («Раз нам не объяснили, почему — значит, сами узнаем»).
  • С человеком, который не рассуждает (или рассуждает неубедительно), становится неинтересно общаться («Он ничего толком объяснить не может»). Даже самые здравые идеи из-за этого теряются и не уважаются.



Приемы преодоления ошибки и профилактика
  • В разных жизненных ситуациях (особенно в случаях выбора) стараться объяснять себе, почему я так думаю, поступаю, почему сделал такой выбор, чтобы было легче это объяснить другим. В общении искать аргументы своим высказываниям, чтобы было убедительно. Это нужно, чтобы не довольствоваться неубедительными решениями. Когда решение принято на основе серьезных аргументов, человека труднее сбить с толку или запутать.
  • Помнить: то, что понятно одному, может быть не всегда понятно другим, так как все люди разные.
  • Смотреть на собеседника: нужна ли ему эта информация именно в этом виде? Понятна ли она ему? Имеет ли он опыт для её правильного восприятия.
  • Ответственно относиться к информации. Не торопиться передавать непроверенные сведения.
  • Интересоваться причинами происходящего (задумываться, что и почему в жизни бывает), чтобы научиться вникать в суть вещей. Например, чтобы объяснить детям, почему нельзя долго смотреть мультфильмы, не помешает самому понять механизм влияния этого на глаза.
  • Сложные вещи учиться объяснять на простых примерах, картинках, сравнениях. Для детей помогают аналогии из сказок.
  • Не настаивать на тех вещах, в которых сам не разобрался. Только разобравшись, можно ответить на вопросы и донести суть.
  • Если хочется передать услышанную где-то информацию, то лучше всегда указывать, кто именно это сказал и в какой ситуации (а не просто «говорят, что…»). Тогда собеседник получит более адекватную картину происходящего.


Положительные качества: обоснованность, логичность, аргументация.



Исследование трансформации пороков. Генезис пороков.


Главная цель должна выходить за границы этой жизни на Земле, как лучшее направление.
 
Форум » Сборник ошибок » Пороки, ошибки личности, отрицательные черты характера. » Голословность (Пороки личности)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: