ВладМ | Дата: Пятница, 22.01.2010, 09:24 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 1814
Статус: Оффлайн
| Если желаешь, чтобы мир изменился, сам стань этим изменением. М. Ганди
Определение ошибки
Косность — невосприимчивость к новому, закостенелость в своих взглядах, привычках, мировоззрении, стереотипность мышления.
Близкие по значению слова
Догматизм — не допускающий возражений, категоричный.
Закостенелость — потеря способности к дальнейшему развитию, совершенствованию.
Стереотипность — повторение в неизменном виде, шаблонность.
Трафаретность — принятый образец, которому следуют без размышлений; шаблон.
Словесные выражения ошибки
«Зачем мне искать новое, и так сойдет»; «По-старому лучше». «Я уже старый, чтобы учиться новому»; «Я так привык, зачем что-то менять»; «По-другому не могу, не получается»; «Зачем искать, и так сойдет». «Обычаи наши вечны». «Новое — чаще всего забытое старое»; и другие.
Формы проявления - Убеждение себя и других в том, что делать лучше все по старинке, так как «это надежней».
- Поиск человеком аргументов против применения новых методов в работе, так как старое привычно и знакомо, а новое неизвестно и пугает своей смелостью.
- Нежелание учиться, когда очевидна необходимость в новых знаниях и есть все возможности пересматривать привычный образ действий, образ жизни.
- Невосприимчивость к другому мнению о чем-либо, когда это уже необходимо. Например, изменить мнение о своих привычках (переедание, тяга к алкоголю, курение), понять, что они несут вред здоровью.
- Выполнение работы вчерашними «орудиями» труда, хотя рядом имеются современные, более производительные. Человек считает, что пока разберешься, изучишь, больше принесешь вреда, чем пользы, и потратишь время.
- «Строгое соблюдение человеком традиций, обычаев, воспринимаемых как догму, которая не подлежит пересмотру- ведь так принято: «Не я придумал — не мне отменять».
Механизм ошибки
В основе косности лежит ошибочное мнение человека: «Нет необходимости что-то менять, когда и так все устраивает, а то еще можно все сделать хуже».
Рассуждая и живя по такому принципу, человек не ищет новые знания, не пользуется информацией для расширения своих возможностей.
К косности приводит страх перед новым, неизвестным (например, перед бытовой техникой). Боясь сломать, испортить что-либо, человек отказывается изучать и использовать это в своей жизни, даже для домашнего употребления («Обойдусь без этого», «Я боюсь новой техники (компьютеров, станков, устройств…)»).
Лень, нежелание что-либо улучшать, так как «и так сойдет», приводит человека к стереотипности мышления, консерватизму. Например, не желая разбирать завалы на балконе, считая, что на него нечего тратить время («и так нормально»), человек уже не видит, как можно по-другому задействовать балкон, думая, что «балкон для того, чтобы ненужные вещи хранить». Далее это распространяется и на другие уголки квартиры. Или человек не хочет использовать новые более совершенные и качественные материалы, делает ремонт «по старинке»: «Лучше побелить известкой, чем возиться с ветонитом».
Безответственно относясь к чему-либо, например, к своему здоровью, человек отказывается задумываться над тем, что можно изменить в себе, чтобы не разрушать свое здоровье. «Всегда так жил и дальше как-нибудь проживу, доковыляю до старости. Зачем что-то в жизни ломать?» Перемены в изменении своего образа жизни воспринимаются, как «покушение на свободу», как грубая переделка. Невежество, нежелание обретать знания, самодовольство («и так все знаю, «с меня достаточно») приводит к закостенелости в своих взглядах, мировоззрении. Например, преподаватель читает курс лекций много лет, ничего не изменяя, считая, что у него достаточно имеющихся знаний и проверенных приемов в работе с аудиторией. А у студентов постепенно падает интерес.
Стремясь к личной выгоде («мне так удобно, не хочу ничего менять, новое не для меня»), человек в воспитании детей становится «не очень изобретателен» — воспитывает строгими дедовскими методами (ремень, запугивание, тотальный контроль): «Так поступали мои родители, так буду поступать и я», «Меня так воспитали, мне это помогло стать хорошим человеком». Выбирая такой образ жизни, человек формирует в своем характере косность.
Вред
- Не желая пересматривать свое отношение к себе и к делам, не желая менять свой образ жизни (работа на износ, переживания, переедание, курение и др.), человек приобретает хронические болезни, сокращая себе жизнь.
- Не воспринимая новые подходы в решении своих ситуаций, используя один и тог же способ, человек сам усложняет себе жизнь, сужает свой кругозор. Подолгу выпутываясь из проблем, он становится неинтересен окружающим.
- Попытка цепляться за старые неэффективные методы работы не приводит к нужным результатам. Это все равно, что скалкой гладить белье.
- Стереотипный подход в работе, нежелание учиться новым, передовым технологиям и применять их мешает человеку повысить свою квалификацию.
- Отсутствие гибкости в общении со своим детьми (Например, ребенок вырос, а родители общаются с ним, как с маленьким, до сих пор опекают, не понимают его новые интересы) приводит к тому, что уже ребенок перестает понимать своих родителей, протестует. Родители, не пересматривая свои подходы, не могут найти с ним общий язык.
- Если один из супругов не меняет свои взгляды на семейную жизнь (Например, жене с маленьким ребенком нужна помощь, а муж не хочет отказываться от своих привычек — все так же встает поздно по выходным, вечера проводит с друзьями или по нескольку часов за компьютером), то в семье начинаются ссоры, появляется неудовлетворенность семейной жизнью, вплоть до развода.
- Не умея по-другому решать возникающие проблемы (Например, разрушены отношения в семье), человек мучается, страдает, переживает, но пересмотреть свое отношение к ситуации даже не пытается.
Приемы преодоления ошибки и профилактика - Жизнь человека становится интересней, когда он осваивает другие виды деятельности. То, что раньше не мог сделать самостоятельно, теперь делает легко и просто. К тому же есть возможность поделиться этими знаниями с другими.
- Не стоит останавливаться на том, что умеешь делать. Всегда есть несколько способов решения любой проблемы, задачи. Если упираться в один, привычный, понятный, удобный, то, например, проблемы можно решать очень долго — все равно, что одной отверткой пытаться сделать ремонт во всей квартире. Как разнообразие инструментов помогает выполнить ремонт качественно и быстро, так и использование разных подходов в любом деле помогает быстрее достичь успеха.
- Во всём необходим индивидуальный, дифференцированный подход. Поэтому без поиска нового не обойтись.
- Творческий подход появляется уже тогда, когда задается вопрос: «А как можно сделать по- другому?».
Другая крайность: непостоянство.
Положительные качества: поиск вариантов, стремление к новым знаниям, любознательность, творчество.
Положительные качества, принимаемые за косность: стабильность, постоянство.
Исследование трансформации пороков. Генезис пороков.
Главная цель должна выходить за границы этой жизни на Земле, как лучшее направление.
|
|
| |