Вторник, 27.06.2017, 09:56
ЭтикаЖизни
Меню сайта
Наш опрос
Что в вашей жизни главное?
Всего ответов: 470
Статистика
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Общество и политика » Общество » Бытие определяет сознание...
Бытие определяет сознание...
ВладМДата: Суббота, 02.10.2010, 19:26 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 1547
Статус: Offline
Ниже можно посмотреть или скачать книгу - А. Никонова
Опиум для народа. Религия как глобальный бизнес-проект

***

А.П.Никонов

Для того чтобы адекватно воспринимать рассказы Ветхо¬го Завета вообще и первой его книги в частности, нужно чет¬ко представлять себе умственное и моральное состояние той туземной публики, которая кочевала по Аравийскому полу¬острову.
Что такое примитивное сознание дикаря? Чем оно харак¬теризуется? Оно характеризуется суеверностью, примитив¬ностью, алогичностью, мстительностью, сентиментально¬стью, жестокостью, эмоциональной лабильностью (скачками настроений). А также крайне низким уровнем интеллекта. Что в полной мере отражается в картине мира, порождаемой таким сознанием.

Этнографами и психологами сознание представителей отсталых народов исследовано довольно полно. В одной из своих книг я рассказывал об исследованиях советского ученого Лурии, который немалый кусок своей жизни посвя¬тил изучению как раз такого - примитивного - типа созна¬ния. Лурии в этом смысле повезло: для своих исследований ему не пришлось ехать в джунгли Амазонии или высажи-ваться в Новой Гвинее. Материал для изучения ему в избыт¬ке предоставила его советская родина. Лурия поехал в Узбе¬кистан и стал исследовать там дехкан с самым неразвитым сознанием из самых дальних кишлаков.
Полностью повторять эпизод из своей прошлой книги я, разумеется, не буду, но и заставлять вас откладывать эту книгу, чтобы прочесть другую, тоже было бы чересчур же¬стоко. Поэтому здесь я приведу только небольшой кусочек в сокращении, чтобы вы могли полностью составить впечат¬ление об эволюции сознания.

...Этнограф и историк Эдуард Тайлор полагал, что мыш¬ление первобытного дикаря ничем, по сути, не отличается от мышления современного человека, и человек каменного века был так же логичен, как и мы. У французского психо¬лога Люсьена Леви-Брюля было иное мнение на этот счет. Он полагал, что в примитивных сообществах люди имеют дологическое мышление (которое я бы назвал природным, синтетическим или животным). И в нен. преобладают «кол-лективистские», а не «индивидуалистические» представления о мире. То есть первобытный человек не слишком выделял себя из окружающей среды, его абстрактное мышление было не слишком развито. Дикари даже говорят о себе в третьем лице: «Мумба пошел на охоту».

Тому, кто часто наблюдает за маленькими детьми, это знакомо. Малыши ведут себя аналогично, тоже говорят о себе в третьем лице: «Петя обкакался». Это «невыделение себя» характерно для совсем маленьких. Иными словами, взрослые папуасы по уровню развития соответствуют пятилетним ци¬вилизованным детям. (Когда мы будем говорить о религиях тихоокеанских туземцев, вы в этом убедитесь сами.)

Характерными чертами дикарского мышления Леви-Брюль называл его хаотичную организацию, инфантильность, конкретность (как антоним абстрактности), а также склон¬ность к логическим противоречиям, которых мозг «в упор не видит». Ну и имманентную мистичность. Кроме того, предполагали сторонники этой точки зрения, примитивным мышлением обладают, кроме дикарей и детей, еще и умствен¬но неполноценные взрослые. Вот это все и решили проверить наш советский орел от психологии Лурия и его команда.

Результаты удивили ученых. Скажем, любой цивилизо¬ванный человек увидит геометрическую общность между окружностью и недорисованной окружностью с «выкушен¬ным» кусочком дуги - потому что обе эти картинки объеди¬няются абстрактным геометрическим понятием «окружность». Туземцы этого не видели. «Что же общего между ними, если
вот это — монета, а это — неполная луна?» — недоумевали они, тыкая заскорузлыми пальцами в картинки.

Крестьянину показывают четыре рисунка: молоток, пила, топор и полено. Какой предмет лишний? Вот как рассуждал некий Рахмат:
— Ничто не лишнее, все они нужны, — сказало это дитя природы. — Смотрите, если вам нужно разрубить что-нибудь, например, полено, вам понадобится топор. Так что все они нужны!
Ему попытались объяснить принцип решения этой эле¬ментарной логической задачи на другом примере. Вот смо¬три, Рахмат, есть трое взрослых и один ребенок. Кто лишний в группе? Конечно, ребенок, потому что остальные — взрослые!

— Нет! — не согласился узбек. — Нельзя мальчика уби¬рать! Он должен остаться с другими! Все начнут работать, и, если им придется бегать за разными вещами, они никогда не закончат работу, а мальчик может бегать за них. Мальчик научится, и это будет лучше — они смогут вместе хорошо ра¬ботать.

— Ну, хорошо, — попытался зайти с другого конца Лу-рия. — Вот смотри, у тебя, допустим, есть три колеса и кле¬щи. Конечно, клещи и колеса совсем не похожи друг на дру¬га, правда? Можно сгруппировать похожие предметы и ис¬ключить непохожий?
Ответ дикаря блистателен в своей первобытной простоте:
— Нет, все они подходят друг к другу! Я знаю, что клещи не похожи на колеса, но они понадобятся, если надо закре¬пить что-то в колесе! Нужно иметь и колеса, и клещи. Кле¬щами можно работать с железом, а это трудно!

Далее Лурия переходит к другой задачке. Он показывает колхозникам рисунки с изображениями пули, кинжала, ружья и птицы. С той же просьбой - убрать лишнее. Крестьянин отказывается. В его синтетическом мире нет ничего лишне¬го, все в хозяйстве пригодится!
— Вроде ласточка лишняя? Хотя... Нет! Не лишняя! Ружье заряжено пулей и убивает ласточку. А если нужно разрезать птицу, то можно это сделать кинжалом, по-другому нельзя — ружьем не разрежешь! Поэтому то, что я сначала сказал про ласточку, — неверно. Все эти вещи подходят друг к другу!..

Ранее психолог Выготский установил, что подобный тип мышления присущ малым детям: ребенок сравнивает пред¬меты по любому их случайному признаку — цвету, форме, размеру. Однако в процессе рассуждений в его маленьком мозгу происходит «соскок» — он забывает, какой признак принял для первичной классификации, и начинает валить предметы в кучу уже по какому-то иному признаку. Лурия так описывал этот опыт Выготского: «В результате он (ребе¬нок. — А. Я) часто собирает группу предметов, не обладающих только одним общим признаком. Логическая основа таких группировок часто представляет собой целый комплекс при¬знаков, объединенных общей ситуацией. Предметы объеди¬нены общей ситуацией, в которой каждый из них участвует индивидуально. Примером подобной группировки может быть категория еда, куда ребенок включает стул, чтобы си¬деть за столом, скатерть, чтобы покрыть стол, нож, чтобы резать хлеб, тарелку, чтобы положить хлеб, и т. д.»


Главная цель должна выходить за границы этой жизни на Земле.
 
ВладМДата: Суббота, 02.10.2010, 19:28 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 1547
Статус: Offline
Выготский определил, что данный способ классифика¬ции характерен только для дошкольников и детей, недавно пришедших в школу. Именно таков интеллект неграмотных крестьян. Это вечные дети...
Неутомимый Лурия предлагает темным людям следующую задачу. На рисунке стакан, бутылка, сковородка и очки. Что лишнее? Как вы уже поняли, лишнего ничего нет. Все в хо¬зяйстве пригодится!

— Эти три подходят, — говорит очередной крестьянин, — но я не знаю, зачем ты сюда положил очки. Нет, пожалуй, они тоже подходят! Если человек плохо видит, ему приходит¬ся надевать очки, чтобы пообедать.
- Но один человек сказал мне, что одна из этих вещей не подходит к группе, - пытается Лурия направить селянина на путь истинный. Что же отвечает селянин?

- Может быть, это у него в роду - думать таким образом. А я скажу, что все они подходят. В стакане нельзя варить пищу — в него можно наливать что-нибудь. Для готовки нуж¬на сковорода, а чтобы лучше видеть нужны очки. Нам нуж¬ны все эти четыре вещи - вот почему их положили вместе.
Чувствуете, как работает у них мозг? Раз положили, зна¬чит нужно. Зря не положат. Хозяин сказал сделать, значит, нужно сделать без рассуждения. Начальник зря не скажет. В такой детский мозг достаточно вбить один гвоздь догмата, и вся конструкция слепой веры будет на нем держаться. Про¬ще всего управлять простыми людьми. Потому что те, кто поумнее, сто раз спросят, почему нельзя, при каких именно условиях нельзя, и кому это выгодно. И если ответ их не удо-влетворит, нарушат запрет с большей готовностью, а главное, с минимальными душевными угрызениями... Вернемся, од¬нако, к безуспешным попыткам детей природы хоть что-нибудь правильно классифицировать.

Какие-то попытки успешной категоризации делали лишь те туземцы, которые получили начальное школьное образо¬вание. Но не такие люди писали Библию!..
С помощью опытов Лурии были посрамлены привержен¬цы Вюрцбургской психологической школы, которые упорно твердили о врожденных логических ощущениях, присущих человеческому сознанию. А ведь еще до Лурии один из веду¬щих психологов мира, швейцарец Жан Пиаже поправлял приверженцев Вюрцбурга: он изучал психологию «недоде¬ланных взрослых» - детей - и обнаружил то же самое явле¬ние, которое нашел у примитивных крестьян Лурия. Ника¬ких врожденных «логических ощущений» не бывает, сделал заключение Пиаже.
Библию писали сущие дети... Весь вышеприведенный экскурс в психологию неразвитого сознания был сделан только и исключительно для того, чтобы проиллюстрировать это утверждение. Вспомните самую популярную детскую сказку «Курочка Ряба». Жили-были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Она снесла им золотое яичко. Дед бил-бил -не разбил, баба била-била - не разбила. Бежала мимо мышка, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Плачет дед, плачет баба. А курочка говорит им: «Не плачь, дед, не плачь, баба, снесу я вам новое яичко - простое, а не золотое». Всё.

Открыв рты, дети слушают эту ахинею... Почему дед и баба не обрадовались халявному золоту? Для чего они пытались испортить дорогую вещь? Почему дед не прихлопнул грызуна-паразита, бегущего к яйцу? Как слабой мышке удалось сде¬лать то, что не удалось более крупным млекопитающим (деду и бабке)? Почему герои рассказа заплакали, когда яйцо раз¬билось, ведь еще минуту назад они с упорством маньяков сами этого добивались?

Дети не задают всех этих вопросов. Дети не видят алогиз¬мов. Таково их внутреннее устройство: задача детенышей -слепо, не рассуждая, копировать взрослых, чтобы научиться выживать в этом мире. Повторяй и спасешься - вот принцип животного обучения. А логика и, соответственно, алогиз¬мы, — продукт развитого ума и образования.
В значительной своей части Ветхий Завет состоит из по¬добного рода сказок. Он полон алогизмов и противоречий, порой настолько вопиющих, что современному человеку со¬вершенно непонятно, как их веками могли не замечать. В по¬следующем мы не раз еще будем на них с удивлением наты¬каться, а здесь я приведу только один пример.

Долгое время считалось, что первые пять книг Ветхого Завета написаны самим Моисеем - тем мужиком, который, по легенде, разговаривал на горе с Богом и принес евреям от него руководящие указания на каменных плитках. Уди¬вительный парадокс состоит не только в том, что о самом Моисее в книгах написано в третьем лице, и не в том, что о нем в Пятикнижии есть такие строки: «Моисей же был чело¬век кротчайший из всех людей на земле». В конце концов, Мои¬сей мог написать о себе в третьем лице, как Николай Остров¬ский о Павле Корчагине, и при этом самым бессовестным образом себя расхвалить. Но в книгах, авторство которых приписывалось Моисею, описана... смерть и похороны самого Моисея!.. И это, пожалуй, похлеще «Курочки Рябы»! Однако совершенно не замечается примитивным сознанием... Впер¬вые сей вопиющий нонсенс был отмечен персидским ученым еврейского происхождения Хиви Габалки только в IX веке.

...Вернемся, однако, к сути открывающей Библию книги, на миг позабыв об ее авторстве. «Бытие», как уже было ска¬зано, - пожалуй, самая известная широкой публике вещица. Ее может воспроизвести практически каждый, а некоторые христиане из глухих провинций Америки даже всерьез ве¬рят в то, что там написано, - будто Бог создал мир за шесть дней, изготовил человека из глины, а женщину — из его ре¬бра... что он запретил Адаму и Еве кушать яблоки в своем саду, а когда тех соблазнил змей и они все-таки покушали яблок, Бог проклял их, сделал смертными, выгнал из своего сада и еще зачем-то (из чистой мстительности, наверное) включил женщине боль во время родов.

Сотни лет христиане считали эту «Курочку Рябу» по¬трясающим божественным откровением, которое всевыш¬ний дал евреям, как своим любимым питомцам. И только в XIX веке случилась одна неприятная история, которая по¬ставила на откровении крест. Выяснилось, что главный хри¬стианский миф - краденый.


Главная цель должна выходить за границы этой жизни на Земле.
 
ВладМДата: Суббота, 02.10.2010, 19:35 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 1547
Статус: Offline
Книга - А. Никонова
Опиум для народа. Религия как глобальный бизнес-проект
Прикрепления: __-___-.doc(1844Kb)


Главная цель должна выходить за границы этой жизни на Земле.
 
ВладМДата: Воскресенье, 03.10.2010, 11:50 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 1547
Статус: Offline
Кто придумал Библию?

XIX век - великий век! Невероятные скорости паровозов, внезапно сменивших неспешную лошадь, первые подводные лодки, воздухоплавание... Технологический рывок, совершен¬ный человечеством, был так велик, новые знания сыпались с такой частотой, что, казалось, никто уже давно ничему не удивляется. И все-таки открытия английского археоло¬га Лейярда и итальянца Бота потрясли весь цивилизован¬ный мир.

Археология была тогда в большой моде, люди ковырялись в египетских песках, с энтузиазмом откапывали Помпеи, от¬крывали для цивилизации Месопотамию, поэтому вести об открытиях распространялись быстро. Лейярд обнаружил во дворце ассирийского царя Ашурбанипала большую би¬блиотеку глиняных клинописных табличек. Их отправили в музей и начали расшифровывать. Через 20 лет этот труд был завершен. Результаты, как я уже писал, поразили Европу.

Впрочем, для того чтобы испытать удивление, вовсе не обя¬зательно было дожидаться полной расшифровки. Дело в том, что вместе с табличками нашли глиняный цилиндр с кар¬тинкой, изображающей дерево, по одну сторону которого на¬ходился мужик, а по другую - тетка. На дереве висели круг¬лые плоды, к которым мужик да баба тянули руки; при этом позади женщины предательски извивался змей.

В XIX веке прогрессивные люди Европы относились к ре¬лигии с прохладцей, но коэффициент урбанизации был еще не очень высоким, процентное содержание культурных горо¬жан в обществе было небольшим, существовало еще доволь¬но много темных и потому искренне верующих крестьян. Для которых известие о том, что библейский миф - на самом деле не библейский, а заимствованный отсталыми иудейскими племенами от гораздо более развитой вавилонской культу¬ры, было неприятным шоком.

Но это было не последним ударом по самолюбию христи¬ан. Это было только начало. Потому что потом, наконец, оказались расшифрованы те самые таблички...
На обломке одной из них было написано: «К горе Низир причалил корабль; гора Низир задержала корабль и не дава¬ла ему качаться... Когда наступил седьмой день, я выпустил голубя; голубь полетел и вернулся: он не нашел себе места (сухого) и потому вернулся».
Узнали, конечно?..

Да, это была та самая легенда о Всемирном потопе, ко¬торой доселе монопольно гордилась Библия. И вот теперь эта легенда найдена археологами в более древних источниках и в совершенно другой стране!.. Жаль только, что табличка оказалась расколотой и продолжения увлекательной исто¬рии про корабль на ней не было. Но если есть одна табличка с текстом, можно попробовать найти аналогичные. И они вскоре были найдены.

Оказалось, легенда о Всемирном потопе — всего лишь часть ассиро-вавилонского эпоса о Гильгамеше. Весь эпос занимает 12 табличек (запомните это число — именно столь¬ко скрижалей, по более поздней библейской легенде, принес Моисей с горы Синай). Одиннадцатая табличка эпоса рас¬сказывает как раз о потопе. Только в оригинале человека, который спасся от потопа на самодельном корабле, звали Утнапиштим.


Главная цель должна выходить за границы этой жизни на Земле.
 
ВладМДата: Воскресенье, 03.10.2010, 11:58 | Сообщение # 5
Группа: Администраторы
Сообщений: 1547
Статус: Offline
Все помнят, что рассказывает о Всемирном потопе библей¬ское переложение. А вот как рассказывает об этом вавилон¬ский оригинал: «Произвести потоп решило сердце великих богов... Эа, владыка премудрости, был с ними и поведал их решение дому, сплетенному из тростника: дом! дом! стена! стена! слушай и внимай. Ты, человек из Шуриппака, сын Убуртуту, строй дом, сооружай корабль, брось богатство, ищи жизни, возненавидь имущество и сохрани жизнь. Возьми в корабль семена жизни всякого рода. Корабль, который ты должен выстроить, должен иметь определенные размеры».

Далее повествование продолжается от лица главного ге¬роя: «Все, что у меня было в серебре, внес я туда; все, что было у меня в золоте, внес я туда; все, что было у меня в виде семян жизни всякого рода, ввел я туда. Потом я ввел туда все мое семейство и близких, а также полевой скот, зверей и ре¬месленников... На седьмой день успокоилось море, ураган, буря и потоп прекратились. Увидев день, я увидел, что все человечество превратилось в глину...»

Ну, а далее известная история — Утнапиштим выпустил голубя, который, покружив, не нашел сухого места и вернул¬ся на корабль. Потом Утнапиштим выпустил ласточку. Та тоже вернулась. Затем настал черед ворона — тот не вернулся. Зна¬чит, на планете уже была суша. Высадившись на сухое ме¬сто, Утнапиштим воскурил жертву богам. На этом моменте нужно остановиться чуть подробнее... Древние люди представ¬ляли себе богов как неких невидимых мух, которые вьются над алтарем и с удовольствием нюхают аромат сжигаемых грав или горелого мяса. Подобные представления переняли и евреи. Это первое.
Второе. Высокие цивилизации отличаются тем, что по¬степенно отказываются от человеческих жертвоприноше¬ний. Процесс этот долгий. Ассирийцы, как видим, от челове¬ческих жертвоприношений своим богам отказались в пользу бессловесной скотины. А вот в Ветхом Завете, да и в Новом тоже еще встречаются рассказы о рецидивах диких восточ¬ных обычаев приносить в жертву богам людей — например, собственного сына. Последним человеческим жертвоприно¬шением в Библии является принесение в искупительную жертву Иисуса - Сына Божьего. Об этом казусе мы еще по¬говорим...

Датировка вавилонского мифа, точнее говоря, табличек, на которых он написан, — III тысячелетие до нашей эры.
Но на них есть надпись, что таблички эти — копия с какого-то не дошедшего до нас древнего оригинала. То есть еще старше. И это значит, что отдельные племена евреев кочевали по Месо¬потамии задолго до своего знаменитого вавилонского плена. Там и нахватались местной мифологии у головной культуры, потому что сами в ту пору умели только хвосты быкам крутить.

Но и на этом дело не закончилось. Среди расшифрован¬ных табличек была одна, которая рассказывала о легендар¬ном аккадском царе Саргоне I (подробнее о нем см. в моей книге «История отмороженных»). Речь в повествовании шла от лица самого царя: «Зачала меня моя бедная мать; втайне родила меня, положила меня в тростниковую корзину, за¬печатала меня смолой и отдала меня реке... Тогда подняла меня река, принесла меня к Акки-водоносу. Акки-водонос поднял меня, взял меня в сыновья и воспитал меня».

Если в вашей голове что-то мощно рычит, но никак не схватится, подскажу, подбросив песочек информации под ваши буксующие колеса памяти: это легенда о рождении библейского Моисея. Разница лишь в том, что младенца Мои¬сея извлекла из прибившейся к берегу корзинки царица египетская... А еще это легенда об основателях Рима — Ромуле и Реме. Только их вытащила из плывущей корзинки и вскор¬мила волчица... И в Новом Завете тоже есть похожая сказка — помните, царь Ирод якобы отдает приказ изничтожить всех младенцев? Плюс к тому есть аналогичная легенда о начале жизни царя Кира... И римского императора Августа...
Типология мифа примерно одинакова для всех стран и на¬родов: некий предсказатель пророчит злому начальнику, что родился младенец, который вырастет и навредит ему. Началь¬ник отдает приказ изничтожить всех младенчиков в окру¬ге. Их уничтожают, но один случайно спасается, взрослеет, и пророчество сбывается. Модификация этой легенды каса¬тельно императора Августа, например, звучит так: римский сенат получил предсказание оракулов, что среди родивших¬ся младенцев будет один, который уничтожит республику.

Они отдали приказ о превентивной ликвидации опасных типов, но будущему Августу удалось спастись...
Кстати, раз уж я упомянул о Ромуле и Реме, которые осно¬вали Рим в VIII веке до рождения Христова... По легенде, этих близнецов родила непорочная дева (весталка). Родила от бога (Марса), который спустился с неба и чудесным обра¬зом святую деву оприходовал.

Узнаете?.. Через тыщу лет и эту легенду евреи стянули. Вот только у кого? Ведь главный герой шумерского эпоса Гильгамеш тоже был рожден непорочно! Его мамой, по шу¬мерским сагам, была богиня Нинсун, а отцом — «лиль», что переводится как «дух», «призрак», «воздух»... Для полноты картины можно еще добавить, что легенда о рождении Буд¬ды царицей Майей тоже подозрительно напоминает легенду о рождении Христа: царице во сне явился божественный бе¬лый слон, который хорошенько отымел ее (и как она только не лопнула!), после чего и родился Будда.


Главная цель должна выходить за границы этой жизни на Земле.
 
ВладМДата: Воскресенье, 03.10.2010, 12:03 | Сообщение # 6
Группа: Администраторы
Сообщений: 1547
Статус: Offline
И еще один момент, чтобы не уходить далеко от Рима... Итак, два младенца — Ромул и Рем — плывут в корзинке но Тибру (в том же мифологическом пространстве в своих корзинках по своим рекам плывут Моисей и царь Саргон). Корзинки со всеми этими орущими младенчиками прибивает к берегу, где их кто-то находит и воспитывает. Разница только в том, что Саргона и Моисея воспитали люди, а римских близнецов вскормила волчица. Ее и изображают в виде натуральной сисястой волчицы. Но если вспомнить, что и Древнем Риме «волчицами» называли еще и проституток, го ситуация «выравнивается».

Потом, став взрослыми, Ромул и Рем поссорились, и один из них убил другого. После чего раскаялся. Узнаете? Вы пра¬вы — Каин и Авель...
Весь Древний мир был полон одних и тех же легенд, кото¬рые, в конце концов, были собраны и «приватизированы» еврейским эпосом.
...В тот год, когда Ульянов взял себе псевдоним Ленин, на территории Персии нашли каменный столб, на котором были начертаны памятные всем со школьной скамьи законы Хаммурапи — древнейшего вавилонского царя. Считается, что это одни из первых писаных законов в истории. Второе тыся¬челетие до нашей эры!.. Закон Хаммурапи состоял из 247 ста¬тей, регулировавших самые разные аспекты жизни первого вавилонского государства.

Надо ли говорить, что законы эти как две капли воды оказались похожими на те, которыми якобы снабдил господь Моисея на горе Синайской? Вплоть до принципа «око за око». Причем на столбе есть еще и рисунок, на котором законы эти в виде каменных пластин царю Хаммурапи вручает... как вы думаете, кто?.. Бог!

А может быть, это Хаммурапи украл у евреев их законы? Нет. И церковь, и ученые датируют Моисеево законодатель¬ство XIII веком до нашей эры. В то время как вавилонские скрижали минимум на полтыщи лет старше.
Любопытно, что история о пророке, которому боги пода¬рили законы, встречается не только в Месопотамии. Так, мифологический критский царь Минос тоже получил зако¬ны от бога — Зевса. Только случилось это не на горе, а в горе — в пещере. И точно так же, как Моисей, Минос слыл по этой причине большим мудрецом... Существуют подобные леген¬ды и у других народов мира.

Есть, скажем, в Библии книга Притчей Соломоновых. До 1923 года она считалась оригинальным произведением, а в 1923 году была расшифрована и опубликована древнееги¬петская книга, местами едва ли не слово в слово повторяющая книгу Притчей, о чем мы подробнее еще поговорим позже. Разница только в том, что египетский текст появился тогда, когда у евреев еще не было письменности. (Кстати, первая письменность евреев тоже была заимствованной и основан¬ной на финикийском алфавите.)
Известно, что евреи были в плену и в Вавилоне, и в Егип¬те. Они столетиями находились «между молотом и нако¬вальней» — аккурат на стыке величайших цивилизаций. Вот и набрались и у тех, и у других, и у третьих. Кроме древне¬египетской, в тех краях существовала еще одна великая им¬перия, с которой Египет долгое время воевал, — хеттская. Хеттское царство находилось в Малой Азии, то есть на тер¬ритории современной Турции. После того как хеттская пись¬менность была расшифрована, стало ясно, что евреи не по¬гнушались и хеттскими источниками. И финикийскими. И карфагенскими... Через их землю, периодически покоряя ее, проходили многие завоеватели — хетты, египтяне, вавило¬няне, персы, римляне... Столкновения отсталых еврейских племен с великими культурами, обладающими письменно-стью, развитой мифологией, обычаями, литературой и проч., не прошло для них даром. У тех же хеттов евреи позаимство¬вали обряды возлияния вина и елея. Даже названия жертво¬приношений они буквально списали у хеттов — «всесожже-11 ие», «мирная жертва», «совершенная жертва».
О том, что Месопотамия оказала какое-то влияние на Би¬блейские сказания, многие граждане слышали или смутно догадываются, периодически натыкаясь в Библии на совсем непалестинские реалии (Вавилонская башня; Эдем, распо¬ложенный в Междуречье, и проч.). Менее известно влияние египетской культуры. И это странно, поскольку оно крайне велико!..

Египет: «Не гордитесь своими знаниями» («Поучения Птахотепа», далее — тот же источник).
Библия: «Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла» (Притчи).

Египет: «Не строй планов на завтра, так как не знаешь, что будет...»
Библия: «Не хвались завтрашним днем, потому что не зна¬ешь, что родит тот день».

Египет: «Научи превосходящего тому, что является по¬лезным для него».
Библия: «Дай наставление мудрому, и он будет еще му¬дрее; научи правдивого, и он приумножит знание».

Египет: «Если ты присутствуешь перед достойным чело¬веком, который сидит в совете господ, то твоя тишина будет лучше, чем болтовня... Получи уважение к себе через му¬дрость...»
Библия: «Слова мудрых, высказанные спокойно, выслу¬шиваются лучше, нежели крик властелина между глупыми».

Египет: «Если ты среди гостей за столом большего чело¬века — бери, что он дает, как это установлено перед тобой».
Библия: «Когда сядешь вкушать пищу с властелином, то тщательно наблюдай, что перед тобою...»

Тот, кто был на отдыхе в Египте, наверняка заходил в лав¬ки папируса и обратил внимание или даже купил за пару долларов папирус, на котором изображен старинный египет¬ский обычай — обряд обрезания.


Египет. Обряд обрезания. 2500 лет до н.э.


Главная цель должна выходить за границы этой жизни на Земле.
 
ВладМДата: Воскресенье, 03.10.2010, 12:25 | Сообщение # 7
Группа: Администраторы
Сообщений: 1547
Статус: Offline
Это культурный рудимент кремен каменного века, эхо первобытного африканского об¬ряда инициации, то есть ритуального калечения, после которого мальчик считается мужчиной. Обряд обрезания у египтян позже позаимствовали иудеи, а у тех его потом переняли мусульмане. Да и обряд омовения (в своей основе — чисто гигиенический, как вы понимаете) иудеи и мусульмане так¬же позаимствовали у египтян. (Позже у христиан омовение
превратилось в водное крещение.)

Веру в загробный мир, деление его на рай и ад, а также саму идею суда на душами умерших евреи также «тиснули» у египтян. По египетским представлениям, на Страшном суде мертвые восстанут из могил и получат свои тела обратно. Именно поэтому древние египтяне так старательно сохраняли тела после смерти, тщательно бальзамируя их. (Христиане потом модернизировали миф, заявив, что заботиться о мертвых телах не нужно, пускай гниют, поскольку Господь всемогущ и ему восстановить тело — раз плюнуть.)

Древние египтяне представляли себе Страшный суд сле¬дующим образом... Усопший является в Зал правосудия, где его судьбу решают с помощью весов. Если перевесят добрые дела, человек отправляется в рай, а если злые — его душу по¬жрет адское страшное чудовище... То же самое и у христиан. Разница только в том, что в христианской мифологии весы держит не бог Озирис, а архангел Михаил.

Любопытно также обратить внимание на египетского бога Анубиса. Он изображался в виде человека с головой пса или шакала. И оказал непосредственное влияние на формиро¬вание образа христианского святого Христофора Псеглавца, который, как следует из названия, изображался на иконах с собачьей головой. Кстати, родом этот святой как раз из Африки...

Если вы в каком-нибудь из музеев видели в египетском зале богиню Изиду с младенцем Хором, то могли заметить ее подозрительное сходство с Богородицей.


Главная цель должна выходить за границы этой жизни на Земле.
 
ВладМДата: Воскресенье, 03.10.2010, 12:29 | Сообщение # 8
Группа: Администраторы
Сообщений: 1547
Статус: Offline
Кому интересно продолжение, смотрите выше - Книга - А. Никонова
Опиум для народа. Религия как глобальный бизнес-проект



Главная цель должна выходить за границы этой жизни на Земле.
 
Форум » Общество и политика » Общество » Бытие определяет сознание...
Страница 1 из 11
Поиск:

Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017