Четверг, 20.07.2017, 15:47
ЭтикаЖизни
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 24
Статистика
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Общество и политика » Средства массовой информации » Системное образование для монтёра
Системное образование для монтёра
ВладМДата: Понедельник, 30.08.2010, 17:32 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 1547
Статус: Offline

Системное образование для монтёра

Анатолий Вассерман:

Недавно мой брат, рассказывая мне о ремонте, который сейчас идет в его квартире, сказал примерно так. Совершенно потрясающе, каких инженеров готовили в СССР. Он сказал это в одобрение, но я знаю множество людей, в основном с экономическим уклоном, которое тоже самое сказали бы в резко осуждающей интонации. Вот, мол, какая растрата сил, стоило людей 5 лет держать в ВУЗЕ, чтобы они теперь занимались обычным ремонтом квартир. Правда ремонтом квартир они занимаются сейчас не от хорошей жизни. Грубо говоря, когда их готовили в инженеры и когда они работали инженерами, никто не мог себе предположить ни распада Союза, ни сопутствующие ему разрушения больше части высоких технологий, ни тем более нынешнего экономического кризиса, добивающего сейчас промышленность на почти всем постсоветском пространстве. Нынешняя растрата сил образованных людей – это следствие не ошибок в самой системе образования.

В любом случае спор о необходимости подготовки большого количества людей с высшим образованием ведется с тех самых пор, как вообще стала развиваться система высшего образования в нынешнем своем виде. Грубо говоря, если эта система бесплатная – это значит, что студенты готовятся за счет налогоплательщиков. Если система платная – реально это оборачивается тем, что студенты готовятся за счет кредитов, которые берутся, в конечном счете, из карманов тех же налогоплательщиков, просто с обещанием возврата в каком-нибудь будущем. Понятно, что есть серьезные сомнения, стоит ли овчинка выделки, нужно ли вообще так много людей с высшим образованием.

У меня представление об этой проблеме сложилось в значительной степени под воздействием военной истории. Например, после того, как Пруссия выиграла у Австрии войну за то, вокруг кого будет объединятся Германия, тогдашний канцлер Пруссии Отто Эдуард Леопольд князь фон Бисмарк-Шенхаузен сказал, битву при содовой выиграл прусский школьный учитель. Причем он имел ввиду вовсе не то, что в прусских школах была более жестка дисциплина, чем в австрийских. Он имел ввиду совершенно другой фактор, который сейчас, например, то и дело упоминает в своих труда российский военный историк Алексей Валерьевич Исаев.

Когда сравнивает советскую и германскую армию в Великой Отечественной войне. Более высокий уровень образования и большая систематичность образования позволяет человеку лучше предсказывать отдаленные последствия своих действий. Грубо говоря, если во время Великой Отечественной войны в советской армии командир должен был обойти всех солдат и посмотреть, хорошо ли они окапались. То в германской армии каждый солдат сам прекрасно понимал, почему надо остановившись после тяжелейшего похода не ложиться сразу отдыхать, а предварительно окопаться. Соответственно, командир мог об этом не заботиться, а сосредоточиться на каких-то более сложных задачах. Вот примерно тот же расклад был между Пруссией и Австрией в 1866 году. Высшее образование в еще большей степени, нежели школьное, систематизирует и дисциплинирует мышление, приучает развивать сложные цепочки рассуждений и, соответственно, в большей степени позволяет человеку предвидеть отдаленные последствия своих действий.

Соответственно, человек, получивший высшее образование, даже если ему придется заниматься чем-то не связанным с его институтской специализацией, все равно будет работать эффективней, чем человек, такого образования не имеющий. Я конечно не утверждаю о том, что все должны пройти именно высшее образование. Просто так уж сложилось, что большая часть высшего образования построена на более эффективной методической основе, чем образование среднее.

Более того, среднее образование в последние десятилетия очень существенно деградирует. Недавний переход на Единый государственный экзамен – это еще один шаг назад, поскольку большая часть заданий этого экзамена ориентирована на запоминание разрозненных фактов, а не на усвоение закономерностей и систематические размышления над ними. Так что массирование высшее образование, боюсь, скоро будет в основном восполнять недостатки школьного. Но если говорить о том, чего бы я лично хотел, я бы хотел не всеобщего высшего образования, я бы хотел всеобщего методического образования. Образования, ориентированного на построение цельной картины мира в целом. Когда средняя школа вернется к этому идеалу, поставленному очень давно, тогда, действительно, появится смысл рассуждать, а не слишком ли много у нас народа в высшем образовании.

Я думаю, что в обозримом будущем никакое число студентов не будет избыточным. При одном естественном условий. Если высшая школа не пойдет вспять вслед за средним и не откажется, в свою очередь, от построения цельной картины мира. Надо сказать, что очень многие достаточно влиятельные люди, прежде всего в политике, считают как раз такую цельную картину мира нежелательной. По очень простой причине. Когда она уже построена в нее практически невозможно впихнуть ложь. Ложь будет явно противоречить этой картине. А когда человек знает лишь отдельные точки, он не в состоянии отличить истину ото лжи. Человек с фактоцентрическим образованием в духе американской средней школы – это казалось бы идеальный продукт для всяческой пропаганды. На самом деле те, кто так думает, сами себе роют могилу, потому что человек с фактоцентрическим образованием равно восприимчив к любой лжи.

Он находится в распоряжении пропагандиста и рекламиста только до тех пор, пока не появится другой пропагандист и другой рекламист еще беззастенчивее. С человеком, который располагает цельной картиной мира, такие трюки не проходят. Это значит, что ложь ему не внушить, это значит и политики, предлагающие ложные пути, будут такой картиной не отвергнуты, это значит, что и коммерческая реклама какого-нибудь явного фуфла, вроде биологически активных добавок на такого человека не подействует. Но если вы считаете, что ваше дело правое, то очевидно вам нужно, чтобы и те, к кому вы обращаетесь, умели отличать правое от левого.


Главная цель должна выходить за границы этой жизни на Земле.
 
Форум » Общество и политика » Средства массовой информации » Системное образование для монтёра
Страница 1 из 11
Поиск:

Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017