[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Сборник ошибок » Пороки, ошибки личности, отрицательные черты характера. » Нотация (Пороки человека)
Нотация
ВладМДата: Пятница, 22.01.2010, 18:01 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 1814
Статус: Оффлайн
Определение ошибки

Нотация — долгое наставление, назидательный выговор. Поучение, навязывание моральных правил без объяснения их сути.

Близкие по значению слова

Поучение — насильственное обращение к кому-либо с назидательными советами, указаниями, как поступить, как вести себя в определённом случае.

Нравоучение. Назидание — поучение, внушение нравственных правил.

Морализирование — навязывание строгой морали, нравоучение.

Словесные выражения ошибки

«Правила одинаковы для всех, и вы не должны их нарушать»
«Учишь вас, учишь, а толку нет!»
«Говорю одно и то же тысячу раз, все равно не слышите».
«Ну, сколько можно говорить! Сидеть за столом нужно прямо, локти на стол не класть!»
«Я уже два раза обращалась к тебе, но ты не соглашаешься со мной, а сейчас мне уже не интересно.»
«Возьми это, сходи туда, отнеси, смотри — не запачкай», другие.




Формы проявления
  • Нравоучения по поводу правил совместного проживания. «Напоминаю, что прежде, чем ложиться спать, необходимо …» из-за мнения, что так можно быстро навести порядок, который все должны выполнять, и тогда всем будет хорошо.
  • Нудное высказывание детям по поводу их внешнего вида (что надеть и как нужно выглядеть прилично в обществе), куда пойти учиться и др. «Я же лучше знаю, что им нужно».
  • Навязывание человеку назидательным тоном правил поведения в общественном месте (в гостях, театре, и др.), чтобы «не было за него стыдно».
  • Навязывание другим здорового, правильного образа жизни: «Не ругайся, будь добрей, старайся не срываться, понять других, не пей, не кури, вовремя ложись спать, чаще ходи пешком и т. д.». Человек полагает, что это поможет другому стать лучше.
  • Поучение при любых промахах человека, бесконечные выговоры по одному и тому же поводу. «Только так можно его исправить».
  • В совместных делах высказывания: «Это надо делать так», «Подожди, сначала нужно вот это сделать, потом это». Человек считает себя более опытным, видит недостатки людей, которые «могут испортить дело». «Радея» за результат, человек навязывает другому свое понимание, не объясняя сути дела. «Если сделают, как я скажу, все получится», и другие.


Механизм ошибки

В основе нотации лежит ошибочное мнение человека, что люди по-другому не поймут, поэтому их надо обязательно поучать, «вразумлять», так как сам человек может этого не знать или знать, но плохо понимать.

Не желая разбираться в ситуациях и причинах поведения окружающих, человек «из лучших побуждений» навязывает им правила, которые, по его мнению, помогут все исправить. Человек «воспитывает» других, не стараясь увидеть суть и объяснить ее.

Идеализация своих возможностей и полномочий («Без моих напоминаний и указаний не смогут справиться») и требовательность к способностям и обязанностям других («Должны слушать и делать, как сказано») подталкивают к нудному повторению своих требований, пока они не будут исполнены.
Одной из причин нравоучений является нетерпимость человека к людям, которые, по его мнению, не воспринимают принятые в данном коллективе правила, особенности взаимоотношений. Человек считает, что если он будет акцентировать на это внимание, высказывать, как надо делать, то окружающие поймут и будут вести себя соответствующе.

Высокомерное отношение «Они ничего не понимают, им всегда надо подсказывать, чтобы не натворили глупостей» подталкивает к постоянному поучению и «душеспасительным беседам».
Руководствуясь только своим мнением: «У меня больше опыта, значит, только я знаю, как и что нужно», человек считает своим долгом навязать свои знания, чтобы другие обязательно применили это в жизни.

Назидательность также формируется на придирчивости. Цепляясь за каждую мелочь, человек постоянно поучает, как надо было сделать правильно. Например, жена «пилит» своего мужа за любой недостаток («Не то молоко купил — я же говорила смотреть дату и покупать только этого производителя», «Опять вещи раскидал, как в свинарнике, ну, сколько можно говорить, что утром пойдешь в мятом» и т. д.).

Вред
  • Привыкая поучать, сложно услышать и принять мнение другого человека — не используется возможность расширить свое понимание, найти общий язык, способ взаимодействовать.
  • Человек, постоянно поучающий других, сам находится в состоянии возбуждения и нервозности, быстро устает, так как «за всем нужно уследить и вовремя всех направить, а то поступят неправильно». У человека формируется ворчливый, раздраженный характер, который еще в большей степени усложняет взаимоотношения и приводит к более сложным проблемам (в семье, на работе).
  • Нравоучения человека по поводу и без повода вызывают неприятие, злобу со стороны окружающих. Люди вообще перестают его слушать.


Своим поучением человек нарушает выбор другого человека, естественный ход событий, стараясь «подтянуть» всех к его пониманию, «как надо». В итоге человек все равно недоволен, т. к. для него получается все равно не так, как нужно.


Приемы преодоления ошибки и профилактика
  • Не всегда надо говорить, как надо делать. Важнее делать так, как говоришь.
  • Учитывать желание другого: хочет он, чтобы ему подсказывали или нет. По реакции человека всегда видно, хочет ли он с вами продолжать общение в этом же ключе. Если другой явно не хочет нас слушать — значит, есть другой способ донести информацию. И наша задача — найти его.
  • Способом донести информацию без чтения нотаций может быть:


  • Обращение к авторитетному источнику или человеку. Например, родитель просит поговорить с сыном дедушку, которого он уважает.
  • Рассказ примеров на тему актуальной ситуации без намеков, что «это для того, чтобы ты образумился». Например, желая остановить друга от совершения явно глупого поступка, человек рассказывает, как он сам или его знакомый попадал в подобную ситуацию.
  • В некоторых случаях помогает юмор, а детям — вразумляющие сказки.
  • Обсуждение, наводящие вопросы. «А как ты думаешь?» «Что будет, если мы так сделаем?» «Какие у тебя есть варианты?» и т. д.



«Такт — это способность хранить молчание, чтобы собеседник лучше понял свою промашку».
(К. Скиннер)
Другая крайность: безразличие, холодность, попустительство.

Положительные качества: тактичность, понимание, дружелюбие.




Исследование трансформации пороков. Генезис пороков.


Главная цель должна выходить за границы этой жизни на Земле, как лучшее направление.
 
Форум » Сборник ошибок » Пороки, ошибки личности, отрицательные черты характера. » Нотация (Пороки человека)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: