ВладМ | Дата: Вторник, 19.01.2010, 18:49 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 1814
Статус: Оффлайн
| Мы живем двойной моралью: одну исповедуем, но не используем на практике, а другую используем, но исповедуем очень редко.
Определение ошибки
Двуличность — сокрытие своих намерений; действия вопреки декларируемым моральным принципам.
Близкие по значению слова
Лицемерие — поведение, прикрывающее ложь, несоответствие слов, поступков человека истинным убеждениям, намерениям.
Двоедушие — двуличность, лживость, фальшь.
Ханжество — притворность напоказ, выражается в крайней нетерпимости к «аморальности». Требование от других соблюдение правил, которые игнорируются самим требующим.
«Ханжа — это тот, кто прикладывает к другим стандарты, которые отказывается применять к себе» Н. Хомский.
Словесные выражения ошибки
«Я не собираюсь быть искренним — только у глупцов что на уме, то и на языке». «Пусть думают, что я такого же мнения». «На людях надо вести себя прилично, а дома — как получится — там я могу побыть самим собой!» «Если будет нужно, то я буду иметь и второе, и третье лицо». «Важнее казаться чем быть». «Притворюсь, что мне тоже весело — что же всем настроение портить». «Родители все считают меня маленькой — проще подыграть, чем спорить» и другие.
Формы проявления - Продумывание человеком линии своего поведения с целью сокрытия истинных намерений. Например, для достижения корыстных целей. «На работе нельзя быть искренним, иначе не добиться большего».
- Говорить в присутствии человека про него одно, а за глаза — другое.
- Внешнее проявление покорности при внутреннем несогласии и мысленных пререканиях в ответ на чьи-либо замечания. Человек думает, что так он не испортит отношения.
- «Вынужденная» приветливость при негативном отношении к людям. Например, сноха вынуждена общаться со свекровью во избежание конфликта с мужем.
- Изображение неприсущих черт характера, чтобы вызвать уважение, симпатию окружающих. Например, демонстрация нравственной чистоты, целомудрия, чтобы вызвать больший интерес у противоположного пола или одобрение родителей. «Пусть считают меня пай девочкой». Или «сюсюкание», показная «доброта» к ребенку «на людях» и совсем другое поведение наедине. «В людях любушка, а дома Иудушка» (пословица).
- Изображение искреннего интереса к рассказу другого человека, событиям его жизни, чтобы сблизиться с ним. Например, девушка увлеченно обсуждает с молодым человеком футбол, ходит с ним на матчи, хотя это ей совсем не интересно, сама же просто хочет стать его женой.
- Внешнее выражение преданности с целью выведать сокровенное (секретное) для использования этих сведений во вред человеку, на пользу себе или третьей стороне. «В глаза льстит, а за глаза вредит».
- Говорить одно, а делать по-другому. Например, человек публично осуждает пьянство, а сам в кругу друзей не прочь выпить. Декларировать моральные нормы, например, уважительного отношения к старшему поколению, а самому месяцами не посещать престарелую мать.
- Прикрытие низменных мотивов «благородными» целями. Например, человек приписывает своим действиям моральный смысл, объясняя, что его сослуживец аморален и не имеет права руководить, а на самом деле человек хочет занять его должность.
- Показная праведность человека с целью показать людям, что он морально выше их, хотя сам он в подобных ситуациях поступает также.
- Человек меняет своё лицо, например, с друзьями один, с девушкой другой; дома — примерный семьянин, а на работе — самодур, унижающий подчинённых; или, наоборот, добродетельный человек прикидывается беспутным.
- Двоедушие человека, тайно живущего на две семьи из-за нежелания определиться и во избежание быть разоблачённым.
Механизм формирования ошибки
В основе двуличности — позиция человека: «Не надо показывать окружающим своё истинное лицо и свои намерения, потому что это им может не понравиться (перестанут уважать, могут осудить, отвернутся от тебя, потому что станешь уязвимым).
В основе двуличности часто лежит тщеславие. Не желая исправлять «непривлекательные» черты характера, но, стремясь добиться от окружающих хорошего к себе отношения (быть кому- то приятным, добиться высокой оценки или избежать низкой, не быть отвергнутым, стать своим и т.п.), человек начинает бояться искренне проявлять себя, поэтому скрывает свои недостатки, пытаясь произвести хорошее впечатление.
К лицемерию приводит корысть, когда человек стремится к личной выгоде, наживе. Целью может быть продвижение по служебной лестнице, выгодное замужество или женитьба, приобретение чего-то престижного и т. п. Считая, что в жизни можно многого добиться, если суметь понравиться «нужным» людям, правильно «подать» себя, человек становится двоедушным. Он меняет свое поведение в зависимости от ситуации или человека, с которым общается (говорит то, что от него ожидают; скрупулёзно просчитывает свои действия, чтобы произвести нужное впечатление; соглашается с точкой зрения, придерживаться которой выгодно на данный момент; подстраивает себя под угодный кому-то образ, и т. п.).
Причиной неискренности может стать приспособленчество к людям (руководству, друзьям, близким). Считая, что проще промолчать, подстроиться, чтобы избежать проблем, сохранить хорошие отношения, человек начинает скрывать свое истинное мнение, желания, поступки. Например, мужчина, чтобы избежать ссор с женой, недовольной большими тратами на автомобиль, сделал вид, что сократил их, сам же утаивал деньги и делал покупки без её ведома.
Потребность в лицемерии появляется из-за страха и мнительности, когда человеку кажется, что из-за обнаружения его недостатков он может потерять любовь и уважение людей, что с ним перестанут общаться, если узнают, какой он на самом деле. Он решает, что окружающие не должны знать о некоторых сторонах его жизни и чертах характера. Из-за боязни осуждения на показ выставляется «правильная» форма поведения, когда человек, считая себя хуже других, хочет им понравиться. Поэтому он становится двуликим: на людях один, а в кругу семьи, например, другой.
К двуличности может привести зависть. Человек, например, завидует сослуживцу, что тот берёт взятки, потому что у него должность позволяет это делать. Ему же никто не предлагает. Или приятель у человека пользуется вниманием противоположного пола и злоупотребляет этим, а на него девушки не обращают внимания. Зависть рождает множество негативных чувств к человеку, которому завидуешь, а так как проявление зависти и злобы не считается в обществе приемлемым поведением, то человек вынужден их скрывать — в лицо улыбается, а в душе ненавидит. Человек не отказывается от лицемерия, потому что только так ощущает себя защищённым.
Вред - Скрывая свои недостатки, мы продлеваем им жизнь, так как не разбираемся в их причинах, а просто маскируем их. Из-за того, что человек хочет казаться другим, теряется адекватное восприятие действительности, складывается искажённое представление о себе. Притворяясь добрым, человек на самом деле начинает себя таким считать. «Кто привык быть неискренним с другими, тот в конце концов перестанет быть искренним с собой» (Ф. Ларошфуко).
- Двуличность формирует у человека такие черты характера как изворотливость и скрытность. Он зависит от чужого мнения, так часто подстраивается под него, что уже не имеет своего, поэтому ему постоянно приходится делать что-то вопреки своей воле.
- Лицемер под масками «теряет своё лицо», становится неспособным на поступки без внешнего влияния, потому что скрывает свои намерения, а любой первый шаг может его выдать.
- Из-за двуличности человек живёт в постоянном страхе, что всё тайное откроется, и все узнают, какой он на самом деле.
- Родители теряют уважение детей, которые видят двойственность их отношения к окружающим. Например, когда родители внешне дружелюбно относятся к друзьям детей, а после их ухода, предупреждают, чтобы те больше не приходили. Дети перенимают родительское поведение, что впоследствии скажется на них самих.
- Ханжество ведёт к поверхностности в отношениях с людьми, к разрушению дружеских отношений из-за скрытности и фальши.
Приемы преодоления ошибки и профилактика - «Если даже ты наедине с собой, не говори и не делай ничего дурного» (Демокрит).
- «Искренность действует сильнее самых красноречивых уверений в дружбе» (Н. Карамзин). Открытое и правдивое выражение человеком подлинных намерений и смысла его действий приводит к доверию во взаимоотношениях.
- Двуличность появляется:
- От неумения человека выразить своё отношение или мнение деликатно, чтобы не обидеть другого. Деликатными не рождаются, этому учатся.
- От желания скрыть своё плохое отношение к кому-то или чему-то. Лучше разобраться, что же конкретно не нравится в человеке или ситуации, почему и как это исправить. А возможно, проблема в нас и наших чертах характера — придирчивости, обидчивости или завышенных требованиях? Ведь никто не обязан соответствовать нашим ожиданиям.
- От неумения достичь своей цели положительным путем. Если цель хорошая, то обязательно должен быть положительный способ её достижения — просто он не виден, надо его искать и ответ появится.
- Искренне выражать своё мнение, не бояться быть непонятым — возможно человек прислушается, и у него будет повод задуматься. Потом не придется лицемерить, чтобы подстроиться под его мнение.
Другая крайность: прямолинейность, излишняя откровенность.
Положительные качества: честность, искренность, дружественность, миротворчетво .
Главная цель должна выходить за границы этой жизни на Земле, как лучшее направление.
|
|
| |